Без познания себя, человек не может стать свободным. Он всегда остается рабом

Духовные практики /
14 января родился известный философ-мистик, композитор и путешественник Георгий Гурджиев. Точный год рождения неизвестен — мыслитель скрывал его намеренно. Делал он это по причине, известной каждому мистику — с помощью астрологии по дате можно узнать многое из того, что человек хотел бы утаить. По одной из версий, он появился на свет 14 января 1866 года, по другим – того же числа, но в 1874 или в 1877 году.

Гурджиев был и остаётся одной из самых загадочных фигур XX века (пишет VM.RU). Его сравнивают то с графом Калиостро, то с Григорием Распутиным, то с пророчицей теософии Еленой Блаватской; приписывают тайную власть над вождями политических диктатур; окружают его имя самыми неожиданными легендами, в которых возникают Гитлер, Сталин и Берия.

В силу противоречивости личности Гурджиева, у него множество последователей и не меньшее количество противников, однако невозможно не признать масштаб его всесторонне развитого интеллекта: философ разговаривал на 18 языках, владел своим телом как профессиональный акробат, обладал даром гипноза и исцелял людей тогда, когда доктора были бессильны. Умнейшие, образованные люди, слушая Гурджиева, с первой встречи проникались к нему необъяснимым доверием. С музыкантами он говорил о законах октавы и политональных наложениях, с художниками — об объективном искусстве и импрессионизме, с докторами — о восточной медицине и психиатрии, с деловыми людьми — о коммерции. Он представал человеком более осведомлённым, чем его собеседник. Таким знали его и ученики и малознакомые случайные люди.

Гурджиев рано начал путешествовать по странам Азии и Африки. Он побывал в Египте, Турции, Афганистане, Туркестане, Ближнем Востоке, посетил Мекку… Во время путешествий изучал различные духовные традиции, суфизм, буддизм, восточное христианство, собирал отрывки древних знаний, иногда прибегая к археологическим раскопкам. Эти путешествия часто принимали форму экспедиций, которые Гурджиев организовывал с другими членами, созданного им общества «Искатели истины».


В 1912 году он появился в Москве, где сумел собрать вокруг себя небольшую группу учеников, а три года спустя встретился с философом и журналистом, известным автором ряда работ по мистицизму Петром Успенским. Вместе они создали группу в Санкт-Петербурге. Успенский и его круг столичных интеллектуалов заинтересовались исследованиями и идеями Гурджиева. Кроме того, Успенский, имевший многолетний опыт взаимодействия с эзотерическими школами, осмыслил эти новые идеи восточных учений и адаптировал их к европейскому менталитету. Это сотрудничество привело к формированию своеобразных концепций и практик и получило название „Учение Гурджиева“ или „Четвёртый путь».

В 1921 году Гурджиев перебрался в Берлин, где жил под именем греческого подданного Георгиадиса. Его деятельностью быстро заинтересовался Имперский комиссариат по охране общественного порядка Германии. После конфликта с властями, он попытался вслед за Успенским перебраться в Великобританию, однако власти не разрешили ему въезд в страну. В 1922 году Гурджиев купил на собранные Успенским средства замок в поместье Приэре, около Фонтенбло (пригород Парижа). Там он основал “Институт», в котором преподавались уже не сложные идеи и принципы «Четвёртого пути», а куда более урезанный, упрощённый вариант – «Путь хитреца» или «Айда-йога».

Тогда же Гурджиев прославился как хореограф публичных танцевально-балетных представлений с особой музыкой, сценариями и костюмами. Выступления эти несли в себе необычайную грацию и очарование, представляя собой симбиоз ритуальных танцев дервишей, тантрических элементов и изобретённой самим учителем системы. В этот период совместно с композитором Томасом де Гартманом им было создано более сотни музыкальных композиций, в том числе и музыка для «Священных Движений». Есть даже предположение, что именно эти танцы были взяты за основу Айседорой Дункан, достигшей невероятной популярности, благодаря разработанным дионисийским пляскам. Ту же гипотезу высказывают в отношении мистериальных балетов Рудольфа Штайнера.


В 1924 году Гурджиев окончательно «разошёлся» с Успенским и вскоре после этого попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни. С этого времени поместье Приерэ стало более закрытым, хотя многие его ученики оставались там и продолжали его регулярно посещать. Окончательно оно закрылось в 1932 году. Гурджиев оставался жить в Париже, изредка посещая США, где ему организовывали встречи с учениками. После окончания войны он собрал в Париже учеников различных групп, образовавшихся на основе его учения. В свой последний год он дал им указания о публикации последних двух книг: «Всё и вся» (или «Рассказы Вельзевула своему внуку») и «Встречи с замечательными людьми». Всего им было написано более десятка сочинений.

В частности, Гурджиеву принадлежит такая фраза: «Без познания себя человек не может стать свободным, не может управлять собой. Он всегда остается рабом, игрушкой внешних сил, поэтому первым требованием всех древних учений о пути к освобождению было «познай себя»...»

В истории Гурджиев остался как психолог, философ, учёный, путешественник, хореограф учитель и мистик, основоположник учения о «Четвёртом пути» внутренней реализации человека. 29 октября 1949 года он умер в госпитале в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. В день смерти он несколько часов безмятежно беседовал со своими учениками, сказав напоследок: «В хорошей же неразберихе я вас оставляю!».

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.