Между сегодняшними и историческими тамплиерами – нет никакой связи

Тайные общества /
«Связь между теми, кто называет себя тамплиерами сегодня, и реальными, историческими тамплиерами – не более тесная, чем, скажем, между Гитлером и Зигфридом из «Песни о Нибелунгах» — пояснила историк Светлана Лучицкая, комментируя на страницах газеты «Взгляд» письмо с требованием освободить террориста Андерса Брейвика, полученное норвежскими политиками от человека, называющего себя «заместителем главы Ордена тамплиеров».

ВЗГЛЯД: Чем тамплиеры отличались от представителей других рыцарских орденов и почему вокруг них возник ореол таинственности, сохраняющийся по сей день?

Светлана Лучицкая: Особенность ордена тамплиеров по сравнению с другими – скажем, с госпитальерами, мальтийскими рыцарями или тевтонским орденом – заключалась в том, что они были очень успешны в финансовой области. Они были кредиторами многих известных людей и королевских династий. Благодаря ростовщической деятельности и махинациям, связанным с чеканкой монет, в том числе во время кризисов, тамплиеры стали очень влиятельными и получили возможность манипулировать королями, родовитыми рыцарями и большими сеньорами. За деньгами тогда регулярно обращались к евреям, но другую важнейшую категорию ростовщиков составляли тамплиеры, и им даже приписывается изобретение чеков. В итоге они оказались вознесены на самую вершину власти, чем отчасти и объясняется интерес к ним.

ВЗГЛЯД: Но это – чисто экономическая подоплека, а ведь тамплиеры, как принято считать, были причастны еще и к каким-то особым мистическим практикам.

С.Л.: Да, действительно, у них было много эзотерических ритуалов, в том числе с элементами идолопоклонства. Тамплиеры как будто бы поклонялись божеству по имени Бафомет; имя это, заметим, созвучно имени пророка ислама. Неслучайно их обвиняли в том, что они отпали от христианства, сблизились с сарацинами и даже перешли в сарацинскую веру. Хотя для этого были также и довольно прозаические основания: в период, когда Латино-Иерусалимское королевство было уже близко к распаду, тамплиеры за большие деньги продавали сарацинам крепости на латинском Востоке. Этим занимались и представители других орденов (например, госпитальеры), но тамплиеры этим особенно прославились. Более того, противники христианской веры покупали у них не только крепости, но и оружие. Это вызвало негодование церкви и явилось одной из причин того, что тамплиерами заинтересовалась инквизиция. Ведь во всех папских буллах, предварявших крестовые походы, строжайше запрещалось торговать с сарацинами даже во время перемирий.

ВЗГЛЯД: Уничтожение ордена тамплиеров в начале XIV века – видимо, как раз следствие их «олигархической» роли?

С.Л.: Да, конечно, это была расправа с кредиторами. Король Филипп Красивый, по чьей инициативе тамплиеров арестовывали, судили и казнили, тоже был их должником.

ВЗГЛЯД: Образ тамплиеров, как и само слово «тамплиеры», оказался востребован в более поздних эзотерических организациях, о тамплиерах часто заходит речь в связи с историей масонства. Существует ли сегодня какой-либо «орден», представители которого имели бы основания считать себя прямыми наследниками средневековых рыцарей-монахов?

С.Л.: На уровне идей между масонами и тамплиерами, очевидно, существует какая-то связь. Однако в вопросе о том, кем себя считать, все зависит от индивидуальной воли – под свою концепцию можно подверстать любую символику и любую ритуальную практику. В конце концов, фашизм тоже можно связать с Римской империей, что, собственно, в свое время и делалось. А древнегерманские мифы вообще начали прочно ассоциироваться с фашизмом, и после Второй мировой войны увлечение древнегерманской мифологией превратилось во что-то немного стыдное, хотя древние германцы совершенно не виноваты в том, что здесь появились такие отрицательные коннотации.

ВЗГЛЯД: То есть те, кто называет себя тамплиерами сейчас, – самозванцы, по крайней мере, в институциональном смысле, никакой исторически обоснованной преемственности здесь быть не может?

С.Л.: По моим сведениям, тамплиеров сейчас не существует. Мальтийские рыцари и госпитальеры каким-то образом продолжили свои традиции – они были и в XVII, и в XVIII веке, и существуют до сих пор. Что же касается ордена тамплиеров, то после его разгрома и сожжения на костре его главы Жака де Моле орден этот своей деятельности, насколько мне известно, не возобновлял (хотя романтических легенд о сокровищах тамплиеров ходило много). Госпитальеров я, например, видела – они приезжали на конференцию в Иерусалиме, приуроченную к 900-летию его захвата участниками Первого крестового похода. Это было, соответственно, в 1999 году. Госпитальеры не выступали, но присутствовали в качестве слушателей, с ними можно было познакомиться. У тамплиеров таких наследников, по-моему, нет. Связь между теми, кто называет себя тамплиерами сегодня, и реальными, историческими тамплиерами – не более тесная, чем, скажем, между Гитлером и Зигфридом из «Песни о Нибелунгах».

ВЗГЛЯД: Уподобляя себя тамплиерам, Брейвик и его анонимные «однопартийцы» имеют в виду, очевидно, традицию противостояния исламу – они как бы дают понять, что воюют против нынешних европейских мусульман так же, как рыцари воевали с сарацинами. Насколько для исторических тамплиеров был важен момент ненависти к сарацинам, стремление их подавить, уничтожить или изгнать с населенных ими земель?

С.Л.: Идеология священной войны существовала издавна, она формировалась долго, пока наконец не выкристаллизовалась в идеологию крестового похода. В качестве его участников тамплиеры, как и рыцари других орденов, ставили себе задачей расширение христианской империи. Они были адептами идеи священной войны в той же степени, что и любой участник крестовых походов или же вообще любой тогдашний житель Европы. Но по мере того, как тамплиеры втягивались в операции, связанные с финансами и торговлей, их мистические и церковные идеалы, похоже, отходили на задний план, вытесняясь экономическими интересами. Отсюда и сотрудничество тамплиеров с сарацинами.

ВЗГЛЯД: То есть если учесть исторические детали, то получается, что быть «антимусульманским» террористом и при этом называть себя именно тамплиером – это, на самом деле, немного нелепо?

С.Л.: Да, если прослеживать, что происходило с орденом на протяжении всей его истории, то явление, о котором вы говорите, выглядит курьезно.

ВЗГЛЯД: Непонятная организация, называющая себя «Орденом тамплиеров», требует оправдать Брейвика, а на отказ властей это сделать обещает ответить новыми терактами. Могли бы настоящие тамплиеры одобрить массовое убийство, пусть и совершенное во имя целей некой «священной войны»?

С.Л.: Тамплиеры были христианами, поэтому для них это было бы недопустимо.

ВЗГЛЯД: Но ведь отмечается, что они были как будто бы не совсем христианами, их обвиняли в каких-то темных ритуалах – может быть, «тамплиерскую» метафору террористов можно как-то обосновать с этой стороны?

С.Л.: Нет! Тамплиеры не занимались убийствами, не вели деятельности, которую мы сегодня могли бы назвать террористической. Они были дельцами и добивались своих целей благодаря своему богатству, то есть шли совсем другим путем. А с другой стороны, они были одновременно воинами и монахами, то есть носителями двойной добродетели.

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.