В Праге есть научная лаборатория по изучению привидений
Одно из самых необычных научных учреждений в мире находится в Праге. Речь идет о лаборатории по изучению приведений. Лаборатория существует уже около пятнадцати лет, поначалу она организовалась на общественных началах, а сейчас юридически относится к одному научно-исследовательскому институту на базе Карлова университета.
О работе лаборатории в интервью газете «Эхо» поведал один из её сотрудников — физик Бахрам Иосифович Кафаров:
— Перефразируя цитату из известного фильма, можно сказать: привидения — предмет темный, исследованию не подлежат. А вы создали целую лабораторию по их изучению. Неужели приведения на самом деле можно изучать? Безусловно, есть всякие самодеятельные и околонаучные объединения, типа российского «Космопоиска», которые гоняются за зелеными человечками и необъяснимыми явлениями, но о серьезном изучении — с научной точки зрения — там речь, насколько я знаю, не идет.
— Изучать с научной точки зрения можно и нужно все. Если мы научимся не закрывать глаза на очевидное, то автоматически научимся изучать и любые аномальные явления. Для этого стоит лишь признаться, что нельзя микробы измерять с помощью сантиметровой ленты, а силу тока — с помощью безмена. Просто нет еще такого прибора, с помощью которого можно было изучать привидения. Да, известны случаи, когда привидения запечатлевались на фотопленке и цифровом видео, диктофоны записывали какие-то необъяснимые шумы и звуки, но это все не то. Это — случайности. А все те «приборы», которые используют независимые исследователи — это все самодеятельность. В крайнем случае — просто приспособленные для иных нужд известные физические приборы, в которые внесены некоторые дополнения или усовершенствования. Нужно специально созданное для таких целей оборудование, нужны научно-исследовательские институты — даже не лаборатории! — которые были бы ориентированы на разработку и создание таких приборов. Мы работаем над созданием таких приборов. Пока этого не будет, мы все останемся на уровне «Слышь, Вань, тут вчерась моя соседка домового видела!» — «Да ты что! И сколько она выпила?».
— Но ведь вы не будете отрицать, что «чертей гоняют» в большинстве своем люди, как раз основательно принявшие накануне?
— Такие тоже имеются, зачем отрицать? Но есть огромное количество свидетельств, которым можно верить. А еще больше свидетелей, которые никогда не признаются официально или прилюдно, что на самом деле что-то такое видели, но при этом были трезвы и психически полноценны, а также не обладают чрезмерно развитым воображением и фантазией, чтобы все это просто придумать. Потому что очень часто описания тех или иных загадочных и непонятных существ совпадают до мельчайших подробностей у людей разных социальных групп и живущих в разных странах.
— А сами-то вы верите в привидения?
— Верю! Пражские водяные, белые пани, заколдованные замки и черти, курящие трубку где-нибудь на вербе около Грусиц (район в Праге. — О.Б.) во времена, когда там еще не проходила автотрасса — это не плод нашей фантазии. Просто мы боимся признаться себе в том, чего не может объяснить наш разум. Кроме этого, мы стали немножко другими по сравнению с нашими предками. Те относились к привидениям гораздо серьезнее и опасались их. Сегодня мы боимся безработицы, террористов, а над каким-нибудь заколдованным монахом или над являющейся в полночь утопленницей посмеиваемся. Нормальные, но трудно объяснимые с современной точки зрения явления мы называем сверхъестественными, а зря. Они не сверхъестественные, они — микробы в шестнадцатом столетии. Их тогда никто не видел, но болезни они вызывали, и люди их боялись.
— Все равно, если речь у нас пойдет о таком неуловимом предмете, как привидения, давайте будем говорить только о тех привидениях, которые вы видели сами.
— Отлично! Именно о них я и могу рассказывать со знанием дела. Потому что пересказывать чужие впечатления или легенды — не самое благодарное занятие. Хотя с самым первым привидением в моей жизни в Праге я познакомился сначала заочно. В Праге в узких кругах хорошо известен график по образованию и собиратель легенд по призванию Мартин Стейскал. В одной из своих статей он писал о привидении молоденькой девушки-дворянки, так называемой «белой пани». Стейскал писал, что до семилетнего возраста он жил в аварийном и буквально рушащемся на глазах старом замке недалеко от Праги. В наши дни там уже никто не живет, замок пришел в полнейшее запустение, но лет тридцать-сорок назад там еще жили люди. Семилетний Стейскал слушал легенды о белой пани. Скорее всего, это была русская дворянка, которая там жила и потом умерла еще в семнадцатом веке. Потом Стейскал ее увидел. Я сделал скидку на то, что воображение ребенка, да еще воспаленное, могло нарисовать все, что угодно, тем более все, напомню, происходило в старинном замке. Сводчатые потолки, большие залы, где гуляют сквозняки и от них все скрипит и скрежещет, — это все усиливало воображение ребенка, и я до сих пор уверен, что будучи ребенком, действительно видел белую пани. Я решил, что отправлюсь в тот замок — название говорить не буду.
— Но тогда рассказ произведет более достоверное впечатление!
— Один раз я уже сделал подобную ошибку. Есть огромное количество людей с расшатанной психикой, огромное количество авантюристов и искателей приключений. Вы гарантируете мне, что среди читателей вашей газеты не найдется парочка безумных, которые не отправятся туда и не начнут лазить по чердакам и перекрытиям? А потом сверзятся оттуда и сломают себе шею. И будут их сломанные шеи на моей совести. Нет уж!.. Поэтому вернемся к белой пани. Я караулил ее со всей доступной мне аппаратурой восемь ночей и дождался. Молодая женщина в одежде XVII века шла, не касаясь пола. Как бы по воздуху сантиметрах в десяти от пола. Совершенно бесшумно. На моих фотографиях осталось лишь белесое пятно, размазанное, как бывает, когда снимаешь быстрое движение.
— Девушка была полупрозрачной?
— Обыкновенной. Это одно из заблуждений, что привидения всегда в белых одеждах и полупрозрачные или совсем прозрачные. Да, и прозрачные встречаются, но чаще всего они выглядят как люди. Например, как дочь мельника на Малой Стране. Это привидение девушки, которая, как считается, продала свою душу дьяволу. Или как Фекст. С ним я «познакомился» в Чешско-Моравской области Чехии, поехал туда именно потому, что больше всего легенд о Фексте именно там. Это, так сказать, типичное чешское привидение. Легенды о нем очень старые, своим сюжетом и возникновением тесно связаны с периодом после Тридцатилетней войны. Фекст — неуязвимый человек высокого роста и недюжинной силы. Это своего рода зомби, оживший мертвец. Или оживленный — разные легенды говорят разное. Считается, что его нельзя уничтожить, нельзя освободить и отправить обратно в мир мертвых. Специалисты утверждают, что для его уничтожения или освобождения нужно провести целый ритуал, например, застрелить Фекста прямо в сердце освященной серебряной пулей и тому подобное. Я видел Фекста в тот момент, когда целая, можно сказать, команда решила его выследить и отправить «домой». Нам предстал мужчина в средневековой одежде ростом метра два, два двадцать, с широченными плечами. В него было выпущено несколько пуль, мы видели, как они попали в цель в разных местах его тела, но он продолжал двигать на нас так, словно наши пули были комариными укусами.
— Вам было страшно в этот момент?
— Честно? Очень! Но когда он буквально прошел сквозь нас, я понял, что живет он как бы в своем мире, не пересекающиеся с нашим. Он нам не вредит. Он что-то вроде ходячей голограммы. Которая, правда, исчезает и появляется по какому-то ей одному известному графику. Могу сказать, что караулили мы его больше двух месяцев.
— Где больше всего встречаются привидения?
— В замках. Есть такая шутка, что в каждом уважающем себя старинном замке обязательно должно быть приведение. Так вот это — не шутка. В Чехии практически в каждом замке есть свое привидение. Это, чаще всего, специальный человек, «работающий» привидением. Директора музеев, начальники крепостей, кастеляны — они прекрасно понимают, чем привлечь туристов. Из-за конкуренции они нанимают на работу специального человека, надевают на него средневековый костюм, иногда мажут его всякими фосфоресцирующими препаратами и пускают на отраду публике погулять по замковым коридорам.
— И в чем же ваша задача? Поймать столь оригинального сотрудника?!
— Все дело в том, что работники замка только с туристами так шутят. А когда последний посетитель покидает их владения, они там тоже особо не задерживаются. Потому что перевидали на своем веку всякого разного столько, что на бестселлер хватит! Например, меня однажды пригласил один мой знакомый кастелян провести с ним вместе ночь в одном из залов. Он утверждал, что раз в году, в полночь, накануне дня гибели хозяина замка, которая случилась около четырехсот лет назад, его портрет, сделанный при жизни, самопроизвольно падает. И так на протяжении долгих лет. Мы осмотрели зал, двери, окна, веревку, на которой висит портрет, гвоздь, стену и не нашли ничего подозрительного. В «засаду» мы засели часов в восемь, замаскировавшись со всей тщательностью. И вот за несколько минут до полуночи картина благополучно упала. Представьте себе тяжеленный портрет восемьдесят сантиметров на шестьдесят, на подрамнике, в широком багете, который посреди ночи грохается на пол! Веревка цела, гвоздь — тоже, а картина на полу! И ровным счетом ничего более! Ни дуновения ветерка, ни малейшего сквозняка, никаких явлений прозрачных или непрозрачных личностей!
Или вот в замке Бухлов был такой случай. Тут я сам не был очевидцем, но мне показали видео. Это один из тех редких примеров, когда видео запечатлело привидение. Бухлов — это как раз тот случай, когда экскурсоводы активно забавлялись и, нарядив в ночную рубашку девушку-добровольца, пускали ее погулять по крепостным стенам — туристов попугать. И снимали при этом их реакцию. Делали они это довольно долго — до одного прекрасного дня, точнее, позднего вечера. В тот вечер кто-то смеялся, кто-то аплодировал девушке — креативные туристы попались, кто-то повизгивал от страха. Но ровно до того момента, пока за девушкой в ночнушке не появился вполне четкий контур женской фигуры в белом хламидообразном одеянии. Она выглядела как сгусток света. Все замерли от страха — каким-то образом поняв, что шутки кончились, и за девушкой-«привидением» движется настоящее привидение. Все наверняка смотрели любительские видео — с вечеринок, с дней рождений… Прыгающее изображение и куча голосов и смеха за кадром. Тут поначалу было то же самое. Потом, когда появилось настоящее привидение, все голоса смолкли, слышно было только сдавленное дыхание оператора и голос: «Не зови, только Миланку не зови — испугается!». Миланой звали ту девушку в ночнушке. Она спустилась со стен, и привидение внезапно исчезло. Кроме видео было шесть свидетелей. Я встретился с четырьмя из них. Все рассказывали одно и то же.
— И как вы это расцениваете?
— Я думаю, что в Бухлове обитало настоящее привидение, тихое, мирное, никому не показывающееся. Видимо, ему просто очень не понравились эти розыгрыши. Мол, вы залезли в мою епархию, так получите и распишитесь. Хотя, может быть, я подхожу к призракам с человеческой меркой, и никаких таких чувств они не испытывают, и это явление призрака рядом с имитатором было просто совпадением.
— А что сказал кастелян Бухлова? Он это как-то прокомментировал?
— Никак не прокомментировал. Тут, собственно, дело вот в чем. Когда человек приходит на такую работу, его начальство строго предупреждает: «Если вы верите в привидения, работать в замке не будете. Здесь не место верящим в привидения». Поэтому кастеляны и другие сотрудники замков могут только в частной беседе сказать кому-то, что каждую ночь слышат шаги, скрип половиц, хлопанье запертых дверей, вой несуществующих собак и прочее. Но вы редко встретите сотрудника замка, который вас поведет на конкретное место и покажет какие-то таинственные явления — по принципу того, с картиной. Люди боятся потерять рабочее место. Хотя мне лично кажется, что такое предупреждение со стороны начальства при приеме на работу уже само косвенно подтверждает существование призраков.
— Если честно, не вижу связи...
— Связь очевидна. Если начальство признает, что привидения на самом деле имеют место в данном конкретном замке, вы пойдете туда работать? Эта фраза при приеме на работу — как бы доказательство того, что в замке ничего такого нет и быть не может. А ведь можно было бы пойти от обратного: принимать именно тех, кто верит в них и хочет их изучать. Таким образом они сильно облегчили бы жизнь всем: во-первых, кастеляны бы не боялись ходить на работу а ночные сторожа не тряслись бы от страха; во-вторых, исследователи типа меня и моих коллег не изобретали бы кучу хитрых уловок, как пробираться в замок каждую ночь. Мы, люди, с упорством, достойным лучшего применения, сами усложняем себе жизнь. Я позволю себе повториться еще раз: призраки и всякие загадочные сущности достойны того, чтобы их изучать! Серьезно и вдумчиво!
— Ваша лаборатория — единственное подробное учреждение? Неужели до вас никто не пытался организовать что-то подобное?
— Пытались, и сколько раз! Более того — и не только в наше время! Идеи о необходимости сделать обзор появления в Чешском королевстве духов, привидений, призраков, всяких непонятных видений появились еще в раннем средневековье. Об этом говорит множество письменных источников. Людей — путников, купцов и тому подобное — предупреждали о злых духах на дороге, в лесу и в горах. Кроме этого, жителей городов специально опрашивали о самых старых привидениях. Все этого говорит, во-первых, о массовости подобных явлений и, во-вторых, о серьезном отношении к этим явлениям.
— Есть какие-то глоссарии, сборники, которые классифицировали бы чешские привидения?
— Есть, многие из них я изучал. Они описывают привидений из различных районов Праги и Чехии, но кроме них, в таких сборниках много описаний и различных существ, которые привидениями, строго говоря, не являются. Они — что-то типа духов, леших, домовых, чертей и прочего в таком же духе. Часто встречается описание парышника, который, как дух деревьев, обитает в деревьях около рек. Если мимо проходил путник, парышник начинал петь звонким голосом зяблика. Это существо вреда не приносит, кормится только испугом прохожих. На него похож дивобыл. Он обычно живет на заливном лугу, тянет в грязь повозки подмастерьев, а они ругаются. Их ругань для дивобыла — лакомый кусок. Любят страх людей и луобас и шила. Этих существ много, но это, повторюсь, все- таки не «чистые» привидения, это, скорее, персонажи фольклора, которые, конечно, тоже не на пустом месте появились и достойны серьезного изучения.
— А встречались ли вам привидения, которые при ближайшем рассмотрении оказывались вовсе не привидениями, а чем-то, имеющим вполне нормальное объяснение?
— Безусловно. В одном замке привидениями оказывались тени от стрелок старинных часов. Стрелки отбрасывали тень благодаря прожектору на вышке невдалеке. Кстати, подобный эффект очень хорошо описан у Владимира Короткевича в романе «Черный замок Ольшанский». Но таких случаев не так много. Скорее, есть объяснения каким-то легендам с точки зрения современного человека. Например, в Праге есть множество легенд, говорящих об огненных собаках, которые бегают по старинным удочкам Старого Места или Малой Страны. Эти легенды могли возникнуть еще в Средние века, когда по ночам на углах улиц стояли корзины с пылающей просмоленной паклей или чем-то подобным. От них слуги, сопровождавшие господ, зажигали свои факелы — уличного освещения тогда не было. Вполне возможно, что невежественное, но обладающее богатым воображением население могло принять эти костры и факелы за бегающих огненных собак. В этом объяснении все хорошо, если б эти собаки остались там, в Средневековье. Однако их видят до сих пор! Что это — фантомы? Призраки? Пока мы не научимся как-то чем-то ловить эти призраки, они останутся необъяснимым явлением. Вообще призраки, привидения и таинственные существа, так или иначе связанные с огнем, встречаются в Чехии вообще и в Праге в частности очень часто. Например, в Кладно был свой вид непонятных огней — цейтле — лесное привидение, огонек, бегающий чаще всего в форме дикой собачки, хватающей за брюки. Он мог напугать, увести далеко в лес… Его дико боялись.
Огненные привидения имеются и сейчас, более того, конкретно в Праге появилось вполне современное, недавнего «розлива» привидение, о котором почему-то не хотят распространяться, даже имени ему не дали. Местные жители называют его огненным человеком. В одном районе Праги не так давно расширили проезжую часть, снеся довольно много старых домов. Что-то типа того, как в Баку с улицей Физули. Удивительное дело, но на этой трассе стало гораздо больше несчастий, аварий и тому подобного, чем было на узенькой неудобной улице. Огненный человек отвлекает внимание людей на дороге, автомобилисты жалуются, что этот огненный человек или заманивает их под шлагбаум — трасса пересекает железнодорожное полотно, или так заморочит им мозги, что они не видят и не слышат приближающегося поезда. Или заставляет машины не слушаться руля, или сам водитель ни с того, ни с сего въезжает в мачту уличного освещения или в стойку с рекламным щитом. И все при этом видят пылающего человека.
— Как вы можете объяснить происхождение или появление этого человека?
— Давайте начнем с того, как вообще появляются привидения. На этот счет существует устоявшееся мнение, которое я во многом разделяю, что привидения — это не упокоившиеся души людей, которые умерли насильственной или особо ужасной случайной смертью. Конкретно в Праге привидений много из-за особого мистического духа этого города, который и строился-то с учетом эзотерических знаний, астрологических формул и тому подобного. Во время Рудольфа II в Прагу съехалось огромное количество алхимиков, магов, колдунов, астрологов. Император питал слабость к людям такого сорта, приглашал их. Чем занимались эти люди, никому досконально неизвестно. Но то, что Голема на удочках Праги встречают до сих пор — факт. Его я тоже видел. Правда, один раз и не очень долго.
— Почему привидений особенно много в замках?
— Замки принадлежали, как не трудно догадаться, не крестьянам и не простым горожанам, а людям высшего сословия. А это значит — богатым людям. А где богатство — там власть. А где власть и деньги — там боязнь все это потерять. Всякие наследники, претендующие на средневековую «недвижимость», графство, трон и тому подобное. Избавлялись от таких наследников очень часто самым мерзким способом. Замуровывали в стены, в фундамент, травили, душили… Девушек заставляли уходить в монастыри, насиловали, а потом убивали. Да мало ли вариантов отнять у человека жизнь или свободу? Вот и получались привидения.
— А разве сейчас мало таких случаев?
— А разве сейчас мало приведений?!
— Правда ли, что Прага — самый «густонаселенный» привидениями город мира?
— Да, это отмечают все исследователи. На одном только Вышеграде можно насчитать более шестидесяти самых разных привидений, около пятнадцати из них я видел лично. Надо сказать, что густота эта в Праге неоднородна, например, на Вацлавской площади известно всего три призрака. Это дух самоубийцы Балцарека, который в 1862 году бросился с Конских ворот. Второе — привидение торговца конями. Оно с завидной регулярностью появлялось в бывшей пивной в доме номер 805. Третье — милый такой домовой Балтазар, который тайно отпивает пиво в доме номер 824 «У Шенфлоков». Третьего я не видел, и вообще свидетельств о его реальном существовании очень мало. Мне кажется, что его в свое время просто выдумали — дабы затуманить реальные причины убывания алкоголя из пивной.
Очень много привидений «кучкуется» в районе Гавельского рынка, на кривых таинственных улочках около Сословного театра и Тынского храма. Не меньше привидений обитает на улицах Целетная и Унгельт. Там в свое время стояли постоялые дворы для путников и купцов. А где купцы — там и убийства. По Целетной улице часто видят капеллана, убегающего от пражской проститутки, которая долго искушала его, пока он нечаянно не проломил ей голову. Здесь же бродит скелет, в полночь покидающий медицинскую коллекцию Каролинума. Это призрак напившегося до смерти слуги профессора. Каролинум — так называют престижный Карлов университет — очень непростое место. Его основал Карл IV. Но прежде чем основать, он много лет ждал подходящего положения планет. Точнее ждал его астролог. Около костела святого Якуба особо темными безлунными ночами бродит мясник Томас, который из-за свидания с возлюбленной бросил своих товарищей, шедших защищать Прагу от немецкого нашествия. Его, как не трудно догадаться, убили как предателя. Очень много в Праге водяных. На каждом участке Влтавы — свой водяной. Легенды говорят, что король водяных живет в хрустальном дворце под Вышеградской скалой. Его отношение к людям менялось с течением времени. Во времена княжны Либуше, которая основала Прагу, он был к людям благосклонен. Во время Девичьей войны, говорят, даже влюбился в саму Власту. И она вначале отвечала ему взаимностью. Но позже, когда собрала свое войско и с шестьюстами воительницами отошла в свою крепость Девин, короля водяных отвергла. С тех пор участок под Вышеградской скалой стал очень опасным для пловцов и лоцманов. Можно в это не верить, что этот участок с довольно несложным фарватером, на самом деле — место гибельное. Лоцманы буквально не знают, чего от него ждать: там каждый день образуются то мели, то водовороты, то какие-то железяки дырявят днища. Причем на следующий день никаких железяк не обнаруживается.
К водяным можно отнести и так называемых «водяных мужчин» или людей, «которые ходят нагими». История их уходит в XIV-XV века. Тогда их называли вастрманами. Это были коварные, зловредные обитатели омутов. Считалось, что это были наполовину драконы, наполовину змеи, живущие в воде и на суше и способные летать. Как известно, многие ученые считают, что такие существа на самом деле были, иначе как объяснить огромное количество легенд, в которых они фигурируют, причем легенд самых разных народов? К XVI веку вастрманы «модифицировались», стали выглядеть как мужички с курительной трубкой в зеленом сюртуке, с которого постоянно капала вода. Их стали называть гастрманами. Их представляли отвратительными, заросшими, живущими в реках и на суше, ныряющими под воду при приближении прохожего. Еще в Праге встречают русалок, особенно много их в районе Петршина. Русалок мы видели, гастрманов — нет.
О работе лаборатории в интервью газете «Эхо» поведал один из её сотрудников — физик Бахрам Иосифович Кафаров:
— Перефразируя цитату из известного фильма, можно сказать: привидения — предмет темный, исследованию не подлежат. А вы создали целую лабораторию по их изучению. Неужели приведения на самом деле можно изучать? Безусловно, есть всякие самодеятельные и околонаучные объединения, типа российского «Космопоиска», которые гоняются за зелеными человечками и необъяснимыми явлениями, но о серьезном изучении — с научной точки зрения — там речь, насколько я знаю, не идет.
— Изучать с научной точки зрения можно и нужно все. Если мы научимся не закрывать глаза на очевидное, то автоматически научимся изучать и любые аномальные явления. Для этого стоит лишь признаться, что нельзя микробы измерять с помощью сантиметровой ленты, а силу тока — с помощью безмена. Просто нет еще такого прибора, с помощью которого можно было изучать привидения. Да, известны случаи, когда привидения запечатлевались на фотопленке и цифровом видео, диктофоны записывали какие-то необъяснимые шумы и звуки, но это все не то. Это — случайности. А все те «приборы», которые используют независимые исследователи — это все самодеятельность. В крайнем случае — просто приспособленные для иных нужд известные физические приборы, в которые внесены некоторые дополнения или усовершенствования. Нужно специально созданное для таких целей оборудование, нужны научно-исследовательские институты — даже не лаборатории! — которые были бы ориентированы на разработку и создание таких приборов. Мы работаем над созданием таких приборов. Пока этого не будет, мы все останемся на уровне «Слышь, Вань, тут вчерась моя соседка домового видела!» — «Да ты что! И сколько она выпила?».
— Но ведь вы не будете отрицать, что «чертей гоняют» в большинстве своем люди, как раз основательно принявшие накануне?
— Такие тоже имеются, зачем отрицать? Но есть огромное количество свидетельств, которым можно верить. А еще больше свидетелей, которые никогда не признаются официально или прилюдно, что на самом деле что-то такое видели, но при этом были трезвы и психически полноценны, а также не обладают чрезмерно развитым воображением и фантазией, чтобы все это просто придумать. Потому что очень часто описания тех или иных загадочных и непонятных существ совпадают до мельчайших подробностей у людей разных социальных групп и живущих в разных странах.
— А сами-то вы верите в привидения?
— Верю! Пражские водяные, белые пани, заколдованные замки и черти, курящие трубку где-нибудь на вербе около Грусиц (район в Праге. — О.Б.) во времена, когда там еще не проходила автотрасса — это не плод нашей фантазии. Просто мы боимся признаться себе в том, чего не может объяснить наш разум. Кроме этого, мы стали немножко другими по сравнению с нашими предками. Те относились к привидениям гораздо серьезнее и опасались их. Сегодня мы боимся безработицы, террористов, а над каким-нибудь заколдованным монахом или над являющейся в полночь утопленницей посмеиваемся. Нормальные, но трудно объяснимые с современной точки зрения явления мы называем сверхъестественными, а зря. Они не сверхъестественные, они — микробы в шестнадцатом столетии. Их тогда никто не видел, но болезни они вызывали, и люди их боялись.
— Все равно, если речь у нас пойдет о таком неуловимом предмете, как привидения, давайте будем говорить только о тех привидениях, которые вы видели сами.
— Отлично! Именно о них я и могу рассказывать со знанием дела. Потому что пересказывать чужие впечатления или легенды — не самое благодарное занятие. Хотя с самым первым привидением в моей жизни в Праге я познакомился сначала заочно. В Праге в узких кругах хорошо известен график по образованию и собиратель легенд по призванию Мартин Стейскал. В одной из своих статей он писал о привидении молоденькой девушки-дворянки, так называемой «белой пани». Стейскал писал, что до семилетнего возраста он жил в аварийном и буквально рушащемся на глазах старом замке недалеко от Праги. В наши дни там уже никто не живет, замок пришел в полнейшее запустение, но лет тридцать-сорок назад там еще жили люди. Семилетний Стейскал слушал легенды о белой пани. Скорее всего, это была русская дворянка, которая там жила и потом умерла еще в семнадцатом веке. Потом Стейскал ее увидел. Я сделал скидку на то, что воображение ребенка, да еще воспаленное, могло нарисовать все, что угодно, тем более все, напомню, происходило в старинном замке. Сводчатые потолки, большие залы, где гуляют сквозняки и от них все скрипит и скрежещет, — это все усиливало воображение ребенка, и я до сих пор уверен, что будучи ребенком, действительно видел белую пани. Я решил, что отправлюсь в тот замок — название говорить не буду.
— Но тогда рассказ произведет более достоверное впечатление!
— Один раз я уже сделал подобную ошибку. Есть огромное количество людей с расшатанной психикой, огромное количество авантюристов и искателей приключений. Вы гарантируете мне, что среди читателей вашей газеты не найдется парочка безумных, которые не отправятся туда и не начнут лазить по чердакам и перекрытиям? А потом сверзятся оттуда и сломают себе шею. И будут их сломанные шеи на моей совести. Нет уж!.. Поэтому вернемся к белой пани. Я караулил ее со всей доступной мне аппаратурой восемь ночей и дождался. Молодая женщина в одежде XVII века шла, не касаясь пола. Как бы по воздуху сантиметрах в десяти от пола. Совершенно бесшумно. На моих фотографиях осталось лишь белесое пятно, размазанное, как бывает, когда снимаешь быстрое движение.
— Девушка была полупрозрачной?
— Обыкновенной. Это одно из заблуждений, что привидения всегда в белых одеждах и полупрозрачные или совсем прозрачные. Да, и прозрачные встречаются, но чаще всего они выглядят как люди. Например, как дочь мельника на Малой Стране. Это привидение девушки, которая, как считается, продала свою душу дьяволу. Или как Фекст. С ним я «познакомился» в Чешско-Моравской области Чехии, поехал туда именно потому, что больше всего легенд о Фексте именно там. Это, так сказать, типичное чешское привидение. Легенды о нем очень старые, своим сюжетом и возникновением тесно связаны с периодом после Тридцатилетней войны. Фекст — неуязвимый человек высокого роста и недюжинной силы. Это своего рода зомби, оживший мертвец. Или оживленный — разные легенды говорят разное. Считается, что его нельзя уничтожить, нельзя освободить и отправить обратно в мир мертвых. Специалисты утверждают, что для его уничтожения или освобождения нужно провести целый ритуал, например, застрелить Фекста прямо в сердце освященной серебряной пулей и тому подобное. Я видел Фекста в тот момент, когда целая, можно сказать, команда решила его выследить и отправить «домой». Нам предстал мужчина в средневековой одежде ростом метра два, два двадцать, с широченными плечами. В него было выпущено несколько пуль, мы видели, как они попали в цель в разных местах его тела, но он продолжал двигать на нас так, словно наши пули были комариными укусами.
— Вам было страшно в этот момент?
— Честно? Очень! Но когда он буквально прошел сквозь нас, я понял, что живет он как бы в своем мире, не пересекающиеся с нашим. Он нам не вредит. Он что-то вроде ходячей голограммы. Которая, правда, исчезает и появляется по какому-то ей одному известному графику. Могу сказать, что караулили мы его больше двух месяцев.
— Где больше всего встречаются привидения?
— В замках. Есть такая шутка, что в каждом уважающем себя старинном замке обязательно должно быть приведение. Так вот это — не шутка. В Чехии практически в каждом замке есть свое привидение. Это, чаще всего, специальный человек, «работающий» привидением. Директора музеев, начальники крепостей, кастеляны — они прекрасно понимают, чем привлечь туристов. Из-за конкуренции они нанимают на работу специального человека, надевают на него средневековый костюм, иногда мажут его всякими фосфоресцирующими препаратами и пускают на отраду публике погулять по замковым коридорам.
— И в чем же ваша задача? Поймать столь оригинального сотрудника?!
— Все дело в том, что работники замка только с туристами так шутят. А когда последний посетитель покидает их владения, они там тоже особо не задерживаются. Потому что перевидали на своем веку всякого разного столько, что на бестселлер хватит! Например, меня однажды пригласил один мой знакомый кастелян провести с ним вместе ночь в одном из залов. Он утверждал, что раз в году, в полночь, накануне дня гибели хозяина замка, которая случилась около четырехсот лет назад, его портрет, сделанный при жизни, самопроизвольно падает. И так на протяжении долгих лет. Мы осмотрели зал, двери, окна, веревку, на которой висит портрет, гвоздь, стену и не нашли ничего подозрительного. В «засаду» мы засели часов в восемь, замаскировавшись со всей тщательностью. И вот за несколько минут до полуночи картина благополучно упала. Представьте себе тяжеленный портрет восемьдесят сантиметров на шестьдесят, на подрамнике, в широком багете, который посреди ночи грохается на пол! Веревка цела, гвоздь — тоже, а картина на полу! И ровным счетом ничего более! Ни дуновения ветерка, ни малейшего сквозняка, никаких явлений прозрачных или непрозрачных личностей!
Или вот в замке Бухлов был такой случай. Тут я сам не был очевидцем, но мне показали видео. Это один из тех редких примеров, когда видео запечатлело привидение. Бухлов — это как раз тот случай, когда экскурсоводы активно забавлялись и, нарядив в ночную рубашку девушку-добровольца, пускали ее погулять по крепостным стенам — туристов попугать. И снимали при этом их реакцию. Делали они это довольно долго — до одного прекрасного дня, точнее, позднего вечера. В тот вечер кто-то смеялся, кто-то аплодировал девушке — креативные туристы попались, кто-то повизгивал от страха. Но ровно до того момента, пока за девушкой в ночнушке не появился вполне четкий контур женской фигуры в белом хламидообразном одеянии. Она выглядела как сгусток света. Все замерли от страха — каким-то образом поняв, что шутки кончились, и за девушкой-«привидением» движется настоящее привидение. Все наверняка смотрели любительские видео — с вечеринок, с дней рождений… Прыгающее изображение и куча голосов и смеха за кадром. Тут поначалу было то же самое. Потом, когда появилось настоящее привидение, все голоса смолкли, слышно было только сдавленное дыхание оператора и голос: «Не зови, только Миланку не зови — испугается!». Миланой звали ту девушку в ночнушке. Она спустилась со стен, и привидение внезапно исчезло. Кроме видео было шесть свидетелей. Я встретился с четырьмя из них. Все рассказывали одно и то же.
— И как вы это расцениваете?
— Я думаю, что в Бухлове обитало настоящее привидение, тихое, мирное, никому не показывающееся. Видимо, ему просто очень не понравились эти розыгрыши. Мол, вы залезли в мою епархию, так получите и распишитесь. Хотя, может быть, я подхожу к призракам с человеческой меркой, и никаких таких чувств они не испытывают, и это явление призрака рядом с имитатором было просто совпадением.
— А что сказал кастелян Бухлова? Он это как-то прокомментировал?
— Никак не прокомментировал. Тут, собственно, дело вот в чем. Когда человек приходит на такую работу, его начальство строго предупреждает: «Если вы верите в привидения, работать в замке не будете. Здесь не место верящим в привидения». Поэтому кастеляны и другие сотрудники замков могут только в частной беседе сказать кому-то, что каждую ночь слышат шаги, скрип половиц, хлопанье запертых дверей, вой несуществующих собак и прочее. Но вы редко встретите сотрудника замка, который вас поведет на конкретное место и покажет какие-то таинственные явления — по принципу того, с картиной. Люди боятся потерять рабочее место. Хотя мне лично кажется, что такое предупреждение со стороны начальства при приеме на работу уже само косвенно подтверждает существование призраков.
— Если честно, не вижу связи...
— Связь очевидна. Если начальство признает, что привидения на самом деле имеют место в данном конкретном замке, вы пойдете туда работать? Эта фраза при приеме на работу — как бы доказательство того, что в замке ничего такого нет и быть не может. А ведь можно было бы пойти от обратного: принимать именно тех, кто верит в них и хочет их изучать. Таким образом они сильно облегчили бы жизнь всем: во-первых, кастеляны бы не боялись ходить на работу а ночные сторожа не тряслись бы от страха; во-вторых, исследователи типа меня и моих коллег не изобретали бы кучу хитрых уловок, как пробираться в замок каждую ночь. Мы, люди, с упорством, достойным лучшего применения, сами усложняем себе жизнь. Я позволю себе повториться еще раз: призраки и всякие загадочные сущности достойны того, чтобы их изучать! Серьезно и вдумчиво!
— Ваша лаборатория — единственное подробное учреждение? Неужели до вас никто не пытался организовать что-то подобное?
— Пытались, и сколько раз! Более того — и не только в наше время! Идеи о необходимости сделать обзор появления в Чешском королевстве духов, привидений, призраков, всяких непонятных видений появились еще в раннем средневековье. Об этом говорит множество письменных источников. Людей — путников, купцов и тому подобное — предупреждали о злых духах на дороге, в лесу и в горах. Кроме этого, жителей городов специально опрашивали о самых старых привидениях. Все этого говорит, во-первых, о массовости подобных явлений и, во-вторых, о серьезном отношении к этим явлениям.
— Есть какие-то глоссарии, сборники, которые классифицировали бы чешские привидения?
— Есть, многие из них я изучал. Они описывают привидений из различных районов Праги и Чехии, но кроме них, в таких сборниках много описаний и различных существ, которые привидениями, строго говоря, не являются. Они — что-то типа духов, леших, домовых, чертей и прочего в таком же духе. Часто встречается описание парышника, который, как дух деревьев, обитает в деревьях около рек. Если мимо проходил путник, парышник начинал петь звонким голосом зяблика. Это существо вреда не приносит, кормится только испугом прохожих. На него похож дивобыл. Он обычно живет на заливном лугу, тянет в грязь повозки подмастерьев, а они ругаются. Их ругань для дивобыла — лакомый кусок. Любят страх людей и луобас и шила. Этих существ много, но это, повторюсь, все- таки не «чистые» привидения, это, скорее, персонажи фольклора, которые, конечно, тоже не на пустом месте появились и достойны серьезного изучения.
— А встречались ли вам привидения, которые при ближайшем рассмотрении оказывались вовсе не привидениями, а чем-то, имеющим вполне нормальное объяснение?
— Безусловно. В одном замке привидениями оказывались тени от стрелок старинных часов. Стрелки отбрасывали тень благодаря прожектору на вышке невдалеке. Кстати, подобный эффект очень хорошо описан у Владимира Короткевича в романе «Черный замок Ольшанский». Но таких случаев не так много. Скорее, есть объяснения каким-то легендам с точки зрения современного человека. Например, в Праге есть множество легенд, говорящих об огненных собаках, которые бегают по старинным удочкам Старого Места или Малой Страны. Эти легенды могли возникнуть еще в Средние века, когда по ночам на углах улиц стояли корзины с пылающей просмоленной паклей или чем-то подобным. От них слуги, сопровождавшие господ, зажигали свои факелы — уличного освещения тогда не было. Вполне возможно, что невежественное, но обладающее богатым воображением население могло принять эти костры и факелы за бегающих огненных собак. В этом объяснении все хорошо, если б эти собаки остались там, в Средневековье. Однако их видят до сих пор! Что это — фантомы? Призраки? Пока мы не научимся как-то чем-то ловить эти призраки, они останутся необъяснимым явлением. Вообще призраки, привидения и таинственные существа, так или иначе связанные с огнем, встречаются в Чехии вообще и в Праге в частности очень часто. Например, в Кладно был свой вид непонятных огней — цейтле — лесное привидение, огонек, бегающий чаще всего в форме дикой собачки, хватающей за брюки. Он мог напугать, увести далеко в лес… Его дико боялись.
Огненные привидения имеются и сейчас, более того, конкретно в Праге появилось вполне современное, недавнего «розлива» привидение, о котором почему-то не хотят распространяться, даже имени ему не дали. Местные жители называют его огненным человеком. В одном районе Праги не так давно расширили проезжую часть, снеся довольно много старых домов. Что-то типа того, как в Баку с улицей Физули. Удивительное дело, но на этой трассе стало гораздо больше несчастий, аварий и тому подобного, чем было на узенькой неудобной улице. Огненный человек отвлекает внимание людей на дороге, автомобилисты жалуются, что этот огненный человек или заманивает их под шлагбаум — трасса пересекает железнодорожное полотно, или так заморочит им мозги, что они не видят и не слышат приближающегося поезда. Или заставляет машины не слушаться руля, или сам водитель ни с того, ни с сего въезжает в мачту уличного освещения или в стойку с рекламным щитом. И все при этом видят пылающего человека.
— Как вы можете объяснить происхождение или появление этого человека?
— Давайте начнем с того, как вообще появляются привидения. На этот счет существует устоявшееся мнение, которое я во многом разделяю, что привидения — это не упокоившиеся души людей, которые умерли насильственной или особо ужасной случайной смертью. Конкретно в Праге привидений много из-за особого мистического духа этого города, который и строился-то с учетом эзотерических знаний, астрологических формул и тому подобного. Во время Рудольфа II в Прагу съехалось огромное количество алхимиков, магов, колдунов, астрологов. Император питал слабость к людям такого сорта, приглашал их. Чем занимались эти люди, никому досконально неизвестно. Но то, что Голема на удочках Праги встречают до сих пор — факт. Его я тоже видел. Правда, один раз и не очень долго.
— Почему привидений особенно много в замках?
— Замки принадлежали, как не трудно догадаться, не крестьянам и не простым горожанам, а людям высшего сословия. А это значит — богатым людям. А где богатство — там власть. А где власть и деньги — там боязнь все это потерять. Всякие наследники, претендующие на средневековую «недвижимость», графство, трон и тому подобное. Избавлялись от таких наследников очень часто самым мерзким способом. Замуровывали в стены, в фундамент, травили, душили… Девушек заставляли уходить в монастыри, насиловали, а потом убивали. Да мало ли вариантов отнять у человека жизнь или свободу? Вот и получались привидения.
— А разве сейчас мало таких случаев?
— А разве сейчас мало приведений?!
— Правда ли, что Прага — самый «густонаселенный» привидениями город мира?
— Да, это отмечают все исследователи. На одном только Вышеграде можно насчитать более шестидесяти самых разных привидений, около пятнадцати из них я видел лично. Надо сказать, что густота эта в Праге неоднородна, например, на Вацлавской площади известно всего три призрака. Это дух самоубийцы Балцарека, который в 1862 году бросился с Конских ворот. Второе — привидение торговца конями. Оно с завидной регулярностью появлялось в бывшей пивной в доме номер 805. Третье — милый такой домовой Балтазар, который тайно отпивает пиво в доме номер 824 «У Шенфлоков». Третьего я не видел, и вообще свидетельств о его реальном существовании очень мало. Мне кажется, что его в свое время просто выдумали — дабы затуманить реальные причины убывания алкоголя из пивной.
Очень много привидений «кучкуется» в районе Гавельского рынка, на кривых таинственных улочках около Сословного театра и Тынского храма. Не меньше привидений обитает на улицах Целетная и Унгельт. Там в свое время стояли постоялые дворы для путников и купцов. А где купцы — там и убийства. По Целетной улице часто видят капеллана, убегающего от пражской проститутки, которая долго искушала его, пока он нечаянно не проломил ей голову. Здесь же бродит скелет, в полночь покидающий медицинскую коллекцию Каролинума. Это призрак напившегося до смерти слуги профессора. Каролинум — так называют престижный Карлов университет — очень непростое место. Его основал Карл IV. Но прежде чем основать, он много лет ждал подходящего положения планет. Точнее ждал его астролог. Около костела святого Якуба особо темными безлунными ночами бродит мясник Томас, который из-за свидания с возлюбленной бросил своих товарищей, шедших защищать Прагу от немецкого нашествия. Его, как не трудно догадаться, убили как предателя. Очень много в Праге водяных. На каждом участке Влтавы — свой водяной. Легенды говорят, что король водяных живет в хрустальном дворце под Вышеградской скалой. Его отношение к людям менялось с течением времени. Во времена княжны Либуше, которая основала Прагу, он был к людям благосклонен. Во время Девичьей войны, говорят, даже влюбился в саму Власту. И она вначале отвечала ему взаимностью. Но позже, когда собрала свое войско и с шестьюстами воительницами отошла в свою крепость Девин, короля водяных отвергла. С тех пор участок под Вышеградской скалой стал очень опасным для пловцов и лоцманов. Можно в это не верить, что этот участок с довольно несложным фарватером, на самом деле — место гибельное. Лоцманы буквально не знают, чего от него ждать: там каждый день образуются то мели, то водовороты, то какие-то железяки дырявят днища. Причем на следующий день никаких железяк не обнаруживается.
К водяным можно отнести и так называемых «водяных мужчин» или людей, «которые ходят нагими». История их уходит в XIV-XV века. Тогда их называли вастрманами. Это были коварные, зловредные обитатели омутов. Считалось, что это были наполовину драконы, наполовину змеи, живущие в воде и на суше и способные летать. Как известно, многие ученые считают, что такие существа на самом деле были, иначе как объяснить огромное количество легенд, в которых они фигурируют, причем легенд самых разных народов? К XVI веку вастрманы «модифицировались», стали выглядеть как мужички с курительной трубкой в зеленом сюртуке, с которого постоянно капала вода. Их стали называть гастрманами. Их представляли отвратительными, заросшими, живущими в реках и на суше, ныряющими под воду при приближении прохожего. Еще в Праге встречают русалок, особенно много их в районе Петршина. Русалок мы видели, гастрманов — нет.
0 комментариев